Вы видели, как собака бьющую руку лижет?

        В минувшую неделю на площади Свободы состоялась многотысячная акция в защиту животных. Ее инициатором и организатором выступил Харьковский Центр этичного отношения к животным "Жизнь", председателем которого является Игорь Парфенов. Он и его помощники практически на голом энтузиазме отдают много времени и сил защите наших братьев меньших.
         "Вы видели, как собака бьющую руку лижет?", - так написал Маяковский, желая выразить словами безоговорочную преданность, практически не свойственную человеку. Может быть, не столь талантливо, но мы все используем образы животных для наиболее точного определения почти запредельных ощущений. И, наверное, каждому человеку хорошо известен животный страх, коль это словосочетание стало устойчивым и употребляется всякий раз, когда мы хотим описать ужас, парализующий волю, лишающий возможности принять хоть какое-нибудь здравое решение, заставляющий только инстинктивно обороняться. Слыша стоны и крики людей, испытывающих неземную душевную или физическую боль, мы часто сравниваем их с ранеными животными. И бывает, "воем на луну", не в силах справиться с утратами и одиночеством. Да и чувства загнанных лошадей нам не чужды. И даже страшно становится, когда понимаешь, что в каждой из этих метафор скрывается общечеловеческий опыт жестокого обращения с животными. Но тем не менее, наблюдая за страданиями братьев наших меньших и даже, судя по устойчивой лексике, чувствуя их боль кожей, человек вновь отправляется на охоту, выгоняет из дома собаку или кошку, стреляет из рогатки в птицу... И если первобытные люди убивали животных, потому что боролись за существование и не отличали себя от них, то современное человечество делает это вполне сознательно, стремясь таким образом продемонстрировать себе же господство над природой. Но, как давно уже доказано учеными, издеваются над заведомо более слабыми лишь те, кто боится агрессии в свой адрес. А значит, уничтожая животных, мы просто пытаемся скрыть свой страх перед обстоятельствами, неуверенность в собственной ценности, потребность во что бы то ни стало зачерстветь изнутри, чтобы выстроить панцирь, гарантирующий хотя бы призрачную защиту. И, наверное, в глубине коллективного бессознательного таится знание о том, что если умрут все люди, животные на Земле останутся, а если произойдет катастрофа в природе, человечеству не выжить. И в такой ситуации философия свободы животных оказывается достаточно мудрой. Только сильные и внутренне независимые люди могут признать свободу своих меньших братьев и вступиться за них, когда это требуется.
         "Свобода животных - это идея, над которой легко посмеяться, но ее трудно опровергнуть", - написал как-то Рихард Райдер, - профессор Оксфордского университета, известный собственной теорией благосостояния животных. А на Международном симпозиуме "Биоэтика на пороге третьего тысячелетия", который состоялся в рамках акции, он же отметил, что на современном этапе развития цивилизации сохранение живой природы и забота о ее приумножении становится важнейшей задачей человечества. Генная инженерия, развитие трансплантологии, попытка вмешательства в геном человека, опыты клонирования и убиение животных с целью удовлетворения разнообразных потребностей поставили и науку, и каждого из нас перед целым рядом этических проблем. Если закрыть на них глаза, может оказаться, что все существующие наработки достались нам слишком дорогой ценой. А, в общем, каждый неравнодушный может, по мере сил, поучаствовать в деле, за которое ему, безусловно, воздается сторицей. Достаточно только понять, что животные, как и люди, имеют моральный статус, а следовательно, права. Для многих украинцев, бьющихся как рыба об лед в попытке выжить, разговоры о свободе животных кажутся абстракцией; в развитых же странах существуют всяческие законы о защите их прав. В частности, в Англии движение за охрану братьев наших меньших началось более двадцати лет назад, и сейчас на тамошних улицах не встретишь бродячих собак и кошек. Европейцы, в отличие от украинцев, уже давно отказались от натуральных мехов. Если в Англии появляются люди в норковых шубах, все знают, что это туристы или эмигранты. Мы же тщательно укутываем свой внутренний страх в одежды, состоящие из ужаса, крика и беспомощности сотен животных, тем самым уподобляясь пещерным людям с их восприятием жизни. Наверное, пока мы себя такими ощущаем, таковыми мы и будем. А исходя из этого, хорошо запомнившийся харьковчанам эксцентричный лозунг "Лучше голой, чем в мехах", под которым прошла акция на площади Свободы, а также связанные с этим мероприятия направлены не только на защиту животных от проявлений человеческой жестокости, но и на спасение людей от саморазрушения. Хотелось бы верить, что отныне каждая женщина, мечтающая утонуть в мехах, станет просить любимого о самой красивой в мире искусственной шубе. И очень хочется надеяться, что все дети, рожденные в третьем тысячелетии, будут недоверчиво спрашивать у родителей: "Вы видели, как собака бьющую руку лижет?"

Инна Питя

X