С животными через века и страны

        "Я вижу конские свободы и равноправие коров", - писал великий футурист Велимир Хлебников. Поэт мечтал, что новую счастливую цивилизацию под названием Ладомир люди будут строить вместе со зверями. Но не со всеми, а с домашними.

Равные или более равные

        О свободе и правах волков, ягуаров и крыс Хлебников не писал. Здесь реалист победил в нем футуриста. "Все животные равны, но некоторые из них равнее", -говорят свиньи из повести Оруэлла "Скотный двор". Повесть, конечно, о людях, а не о зверях, но и для животных эти слова актуальны. Вот уже 10 тысяч лет - с каменного века - они делятся на диких и домашних. В свою очередь, не равны и домашние животные. Одних держат для удовлетворения потребностей в пище и одежде (коров, свиней, овец, кур, уток и т.д.), других для помощи в работе или на войне и просто для общения (лошади, собаки, кошки). Весь почет, разумеется, вторым, животным- друзьям. Это доказал еще Александр Македонский, назвавший города в честь своего коня и собаки. А спустя несколько веков Катулл оплакивал смерть воробья своей возлюбленной. "Плачьте, о Купидоны и Венеры, Все на сеете изысканные люди! Птенчик умер моей подруги милой, Тот, что собственных глаз ей был дороже".

Европейцы друзей не едят

        Немногим животным-друзьям посвящались стихи и города. Но большинство все-таки могут рассчитывать на то, что хозяева не сделают из них котлету или воротник. В европейской цивилизации с античных времен (а может, еще и раньше) не убивают четвероногих друзей ради бытовых потребностей. Другим культурам такое разделение животных не присуще. Мусульманские народы любят коней и - верблюдов, но также любят конину и верблюжатину. Китайцы вывели золотых рыбок не только, чтобы любоваться ими, но и чтобы жарить. Ценят в Китае и котов-мышеловов, и блюда из кошатины, и настойку от кашля на толченых кошачьих костях. А японская лютня - шамизен - обтягивается собачьей или кошачьей кожей. С другой стороны, многие течения буддизма и индуизма вообще запрещают убийства как домашних животных, так и диких.

Хорошее отношение к лошадям и плохое к канарейкам

        Таким образом, все цивилизации можно разделить по их отношению к домашним животным. Вдобавок, для каждой исторической эпохи характерна привязанность к тем или иным друзьям человека. В средние века и времена Возрождения больше всего ценили лошадей. В советское время - собак. Рассказы о подвигах пограничников с преданными овчарками были обязательным элементом пионерского чтения. А лошадям, несмотря на всю популярность буденовцев, повезло меньше. Ведь кони не возражали, если превратности войны приводили их из-под седла красных кавалеристов под седло поручиков Голицыных и корнетов Оболенских. Собаки же куда более преданы хозяевам.
        Другим животным повезло не так. Маяковский учил читателей "хорошему отношению к лошадям", но в стихотворении "О дряни" портрет Маркса волею поэта восклицает:
        Скорее
        головы канарейкам сверните -
        чтоб коммунизм
        канарейками не был побит!".

Диссидентская кошка

        И впрямь, какая польза от канарейки: шпиона она не поймает, мяса с нее не возьмешь, только мещанский уют создает. Так же, как и кошка. Не случайно антипод трибуна революции, "кулацкий", по тогдашнему определению, поэт Николай Клюев написал:
        Маяковскому грезится гудок, над Зимним,
        А мне - журавлиный перелет и кот на лежанке
        Жизнь оказывалась сложнее схем. Ленин не издавал декретов об экспроприации певчих птиц, а осенью 1922-го в Горках фотограф запечатлел его с кошкой на руках. Но, несмотря на это событие, кошке не отводилось места в построении социализма и коммунизма. В изданной в 40-50-е Большой советской энциклопедии есть две статьи "Кошка": об одноименной горе в Крыму и о якорях-кошках. Домашняя кошка статьи в БСЭ не удостоилась. И если в Европе и Америке выводились новые кошачьи породы, устраивались выставки этих животных, то в СССР до перестройки не то что ни одной выставки не прошло, даже ни одной книжки о том, как держать дома кота, издано не было. Впрочем, причина здесь, наверно, не только в "бесполезности" кошек, но и в психологических особенностях их владельцев. Так, два калифорнийских исследователя Элайн и Кидд, проведя недавно исследование "кошатников" и "собачников", установили, что люди, предпочитающие кошек, склонны к независимости. Это, как правило, свободолюбивые личности, стоящие несколько особняком от остальных и полагающиеся исключительно на собственные силы. А вот владельцы собак более зависимы от других и предпочитают быть вовлеченными в дела окружающих.
        В СССР индивидуализм не приветствовался, официальная мораль предписывала жить интересами коллектива. И хотя об американских исследованиях ничего известно не было, похоже, что система нутром чуяла подозрительность кошатников, а потому тягу к Муркам и Барсикам не развивала.
        Теперь же равенство между полезными и бесполезными друзьями человека восстановлено. "О конских свободах и равноправии коров", правда, никто ни в Украине, ни в мире после Хлебникова не мечтает. Наверно, коровам, не равноправие нужно, а быки, Ведь десятилетиями уже живут с искусственным оплодотворением. А потом мы удивляемся, откуда это коровье бешенство: ведь веками без него жили?

Алексей Попов

X